МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ
От автора
Мною в соавторстве с Сергеем Алексеевичем Лукьяновым было подготовлено две книги для учебных заведений (школ, лицеев, колледжей, ВУЗов), в частности для преподавателей словесности. «Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста» — вторая книга. Прошло уже более 3-х лет, но так и не удалось ее напечатать. На семинарах учителей в Краснодарском крае и Дагестане были проанализированы две книги «Диктанты…» и «Изложения…». Пособия получили положительные оценки и отзывы, а также рекомендации к работе в школах. Учитывая пожелания учителей иметь у себя данные книги, я посчитала возможным донести их до преподавателей в электронном виде. С согласия соавтора я помещаю рукопись книги «Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста» на сайте для использования ее учителями-словесниками в своей работе.
Пособие представляет собой совместную работу О. М. Безымянной и С. А . Лукьянова. Оно адресовано учителям-словесникам, работающим в старших классах школ, и преподавателям филологических факультетов ВУЗов и призвано помочь в работе над изложениями и в организации обучения учащихся навыкам комплексного (филологического) анализа текста. В пособии преподавателям предложена примерная схема работы над обучающим изложением с анализом текста.
В сборнике даны авторские тексты с подробными методическими рекомендациями, описаны этапы филологического изучения текста, лингвистического комментирования и лингвопоэтического толкования. Материал предназначен для проведения так называемых обучающих изложений и сопровожден схемами-вопросами.
Произведения, предложенные для разбора, — это так называемая «учительная» проза, имеющая дидактический характер.
Работа с книгой поможет подготовить учащихся школ к Единому Государственному Экзамену, а студентам станет помощников в работе над текстами.
Будем рады, если книга окажется нужной и полезной и если какое-либо издательство сочтет возможным выпустить это пособие в свет в помощь преподавателям-словесникам.