ПЕСНИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ МАТЕРИ

Композиции выставлены в формате wma с битрейтом 96 kb/s. Примерный размер файлов 2,1-3,1 Mb. Авторские права защищены. Никакая часть данной работы (слова, фонограммы плюс) не может быть использована в коммерческих проектах без согласования с авторами.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (история написания песен)

Никогда не думала о том, что стихи могут оказывать влияние на музыку, а уж тем более музыка — на стихи. Однажды у меня родилось стихотворение «Новогоднее танго»:

Новогоднее танго,
Карнавальное танго —
Словно запах лимона,
Словно сладкое манго;
Как кокос, экзотично,
И, как древность, с секретом,
Как вино романтично,
И воспето поэтом.

Елка светит огнями,
Вы в свеченье лазурном,
Я стою рядом с вами
В восхищенье безумном.

Вас лучи обнимают;
Вы, как фея из сказки,
Мимо нас проплывают
Карнавальные маски.
Вдруг метель закружила,
К звездам ярким умчала,
Ночь нас обворожила,
И любовь обвенчала.

Словно запах лимона…
Словно сладкое манго…
Новогоднее танго…
Карнавальное танго…

Стихи мне показались лиричными, с некоторым налетом романтизма. Возникло желание преобразить их в песню. Нужен был композитор, и я его нашла в лице очаровательной женщины, преподавателя музыкальной школы. Она написала музыку. Получив партитуру, мне трудно было сказать, какова песня, так как музыкальной грамоты я не знаю, а черные крючочки нот мне ни о чем не говорили. Я обратилась к аранжировщику. Вскоре была написана фонограмма. Осталось только насладиться усилием трех творцов!

Но каково же было мое удивление, когда зазвучала музыка! Вместо «музыкальной шкатулки» явно слышалась канонада! Я была расстроена и разочарована. Но ничего не оставалось, как принять готовую вещь, как данность. И вдруг меня осенило: «Это же блокадный Ленинград!» Мгновенно стали рождаться стихи строчка за строчкой. Так появилось «Петербургское танго». Почему не «Ленинградское»? Сказать трудно. Иногда не можешь объяснить того, что подсказано сердцем.

Петербургское танго,
Ты звучало в блокаду
И в себе отражало
Мрачных дней канонаду.
И в тяжелые будни
Наши чувства не гасли,
Нам любить было трудно,
Но в любви было счастье.

И пурга нас кружила
У речного причала.
Нас блокада сдружила
И Нева обвенчала.

Петербургское танго
В новом времени ново.
И влюбленные пары
Скажут в нем свое слово.
Красотой восхищаясь,
У Невы закружатся,
В этот город влюбляясь,
Снова будут венчаться.

На мостах поднимаясь,
К звездам ввысь унесутся.
В небесах зажигаясь,
С новым счастьем вернутся.
Петербургское танго
Пусть любовь означает.
Петербургское танго
Пусть влюбленных венчает.

Первую фонограмму профессионалы оценили как слабую, поэтому использовать я не могла. Обратилась к другому специалисту. Он, как и первый, выслушал меня и сделал по-своему. И новое удивление: это «музыкальная шкатулка»! Фонограмма прозрачна, лирична, романтична! «Петербургское танго» не могло звучать в этой манере! Попросила переписать и сделать музыку более торжественной, чтобы чувствовалась атмосфера военного, блокадного времени. Последний вариант, возможно, и не совсем удовлетворял меня, но экспериментировать уже не было возможности.

На столе, как пасьянс, были разложены листы со стихами и нотами, из колонок звучали разные варианты музыки. Стало очевидным, что лиричная фонограмма — к «Новогоднему танго», торжественная — к «Петербургскому». В итоге оказалось две разные песни на одну и ту же музыку. Обе красивы и имеют право жить, но такого в музыкальной практике, по-моему, еще не наблюдалось. В моем городе могли звучать обе песни: лирическая — на Новый год, патриотическая — в День Победы. В масштабах страны такое положение вещей было, скорее всего, невозможно. Это было уже для меня неважно, я поняла другое: если бы у меня было десять аранжировщиков, то я имела бы десять вариантов одной и той же песни, а так как я не удержалась бы к каждому варианту музыки написала новые стихи, то образовалось бы немалое количество песен на одну и ту же мелодию.

Благодаря таким пертурбациям я сделала важное открытие: каждый человек индивидуален и воспринимает мир по-своему, следовательно, создает свою собственную реальность, которая отличается от реальности другого человека. Новым доказательством этому явилась песня «Мамины глаза». Я писала стихи, думая даже не о маме, а о сыне, безвременно ушедшем из жизни. Композитор, все та же преподавательница музыки, создала музыкальное произведение в тот момент, когда болела ее мама, а аранжировщик написал фонограмму после похорон своей матери. У композитора получился трогательный романс, у аранжировщика — скорбный реквием. Оба варианта красивы: первый — нежной лиричностью, второй — печальной торжественностью, но мне хотелось если уж не божественного звучания, то жизнеутверждающего звука на эти слова.

Мамины глаза
С иконы на меня глядят.
Мамины глаза
Молитвою сказать хотят,
От невзгод спасти,
От бурь, несчастий уберечь,
Тяжесть снять с моих
Усталых плеч.

Мамины глаза —
Вот негасимый свет.
Мамины глаза —
Других таких же нет.
Чтобы детей любить,
Чтобы детей хранить —
Мамины глаза.

Мамины глаза.
И стихнут ветры и гроза.
Мамины глаза.
На сердце высохнет слеза.
Для души моей,
Вы благодатный, вечный край,
Мамины глаза —
Небесный рай.

В чистый образ их,
Как в зеркало судьбы, гляжусь,
За любовь и жизнь,
За тишину небес молюсь.
Дай мне, Боже, свет
Родных очей не потерять
Чтобы для меня
Могли сиять.

Обратилась к другому аранжировщику с просьбой сделать фонограмму более нежную. Он взял слова и ноты и вскоре позвонил: «Я напишу новую песню — ты не против?» Предложение не предполагало отрицательного ответа. Дала согласие. Однако по ночам стала мучить первая песня. Она звучала в голове, говоря, что ничем другим заменить ее невозможно. Я написала другие слова, однако новому автору музыки не сообщила об этом, только продиктовала некоторые изменения в припеве. Он с радостью принял, еще не зная, что существует другой текст. Когда фонограмма была готова, он приехал. Зазвучала новая музыка, и я поняла, что не ошиблась в написании новых слов. Так родилась песня «Мамины слова».

Мамины слова
С рождения для нас звучат.
Мамины слова
Любовью вечной говорят,
Свет в них и любовь,
И благо лучших детских дней,
Что дарует Мать
В Божественной любви своей.

Мамины слова —
Вы нежность и тепло.
Мамины слова —
Вы вечное добро.
Мамины слова,
Нам дарят свет своей любви,
Чтобы вечно жили мы.

В мамины слова
Порою не вникали мы.
И кружили нас
Суровые снега зимы.
Но спасали нас
От бурь волшебные слова,
Те, что мама нам
С любовью и теплом дала.

Мамины слова —
Их доброте всегда дивлюсь,
За грехи свои,
Я сердцем перед ней винюсь.
И благодарю,
В молитве к Богу обратясь.
За судьбу любви,
Что в жизни этой удалась.

На основе одной ритмики стиха родились разные песни, которые пришлись мне по душе. Я была удовлетворена.
Вывод напрашивался сам собой: мы живем каждый в своей реальности. Реальности эти не просто отличаются друг от друга, они могут быть диаметрально противоположны, поэтому люди чаще не понимают друг друга, либо понимают, соглашаются, но при этом каждый остается при своем мнении. Даже при согласии, сопоставив мнения разных людей, можно убедиться, что они разнятся, как взгляд на одну и ту же картину или на одно и то же музыкальное или литературное произведение. Так я не могла принять Андрея Болконского из «Войны и мира», как героя и патриота, видя в нем амбициозного циника. Зато по-особому любила Пьера Безухова, в образе которого, как я это понимала, выступал сам Лев Толстой с его поисками смысла жизни, потому и любимая героиня автора Наташа Ростова не могла не стать спутницей жизни главного и любимого героя писателя. Однако на уроках литературы нам преподносили это иначе.

Каждый человек индивидуален, сделать из всех людей одну серую массу невозможно. Насилие либо губит человека, либо делает несгибаемым, но никогда — таким, как все, потому что каждый — это индивидуальность.

 

© О.Безымянная